Ирина Верпета: «В художественный институт меня взяли ради эксперимента»

В ранг театральных художников Ирина попала неожиданно для себя. Говорит, что приглашение сделать эскизы к пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль» поступило от нового главного режиссёра театра кукол Светланы Дорожко внезапно. Постановка задумывалась как ревизионистский взгляд на классику. Поэтому появление художницы с необычным взглядом на мир – не случайность. Кстати, к спектаклю приложился ещё один «столп» красноярской «хулиганской» живописной традиции – Василий Слонов. Перед премьерой, которая намечена на середину июня, Ирина Верпета встретилась с корреспондентом «МК» в рамках проекта «Год живописи».

Ирина производит впечатление очень лёгкого и светлого человека. Её работы поддерживают образ живописца, способного нести свет и радость людям. Сама она не идентифицирует свою стилистику, но рассказывает, что несколько раз, несмотря на экспериментальную и, скорее, нативную манеру, попадала в окружение наставников, представляющих именно русскую классическую школу.

– Точно помню, что большую роль в выборе профессии сыграла бабушка, с которой я провела детство. Она много читала, сама неплохо рисовала, а я повторяла за ней, – рассказывает свою историю мастер кисти. – Читать я начала рано – мне было меньше двух лет, когда я наизусть исполняла большие стихотворения Самуила Маршака, например. Книжки того времени были богато иллюстрированы в стиле соцарта. Помню, мне они очень нравилась.

Вполне возможно, что тяга Ирины к экспериментам с формой и яркая колористика – родом из её детства. Позднее, когда мама отвела девочку в художественную школу (а росла маленькая Верпета в одном из городков Казахстана), учителя эту склонность только развивали. Затем последовал период учёбы в Челябинском художественном училище (1987-1991). А потом художница переехала в Красноярск, чтобы продолжить обучение в государственном художественном институте.

– Первое, что меня поразило, – это работы выпускников вуза. Тогда царила атмосфера многогранности творчества: наряду с классиками в институте учились те, чья манера была далека от канонов. Например, Юлия Иванова. У меня не слишком сильный рисунок, но по колористике я понравилась преподавателям. Взяли меня ради эксперимента, как мне рассказали в вузе позднее. Попала под начало профессора Александра Казанского, провозвестника творческой манеры «шестидесятников». Это был двухметровый великан, который буквально возился с нами, девушками. Брал, например, мою многоцветную палитру (я писала работы в стиле, близком к Сезанну, Фальку), всё смешивал кистью до состояния грязной, серой краски и прочерчивал пространство. Я через год, уже после защиты диплома, спрашиваю его, мол, почему именно моя палитра попадала под расправы. А он мне: «Я знал, что ты выберешься».

После института Ирина отправилась в детский сад – преподавать воспитанникам искусство живописи. Говорит, что это время было очень счастливым. Потом начался период, который длится до сих пор, – преподавание в «Школе добрых волшебников» при краевом Дворце пионеров для малышей от трёх до шести лет. Параллельно Верпета попадает в творческую мастерскую живописи Российской Академии художеств, отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» – под руководство народного художника России, академика Анатолия Левитина. Адепт классической школы взял мастерицу под своё руководство и при этом даже не пытался переиначить её своеобычный творческий почерк.

Параллельно развивались «взрослые» проекты Ирины.

Один из самых знаменитых и нашумевших – серия авторских работ «Любовники». Причиной создания 16 полотен стала, конечно, любовь. Точнее, попытка с ней проститься после бурного многолетнего романа с музыкантом. Его имя Ирина всуе не произносит. Однако сейчас, несмотря на сложности, пара снова вместе.

– Это были разные состояния, переданные на холсте, которые влюблённые переживают в разные периоды отношений, – от состояния восторга до взаимной усталости и попытки отрешиться друг от друга. Так я пыталась проститься и поставить точку, – вспоминает Ирина проект четырёхлетней давности.

Тогда работы экспонировались в красноярской галерее «АйнАрта», где Верпета по выходным также занимается с ребятишками. Картины из этой серии, кстати, не продаются, хранятся у автора дома.

Сейчас Ирина полностью занята на театральном проекте. Считает, что это новый опыт и возможности: в постановке будут использованы необычные для Красноярска деревянные ростовые куклы под два метра на специальных каталках с колёсиками. Спектакль уже сегодня обещает стать культовым благодаря содружеству авторов – режиссёра и художницы.

Также в ближайшее время состоится вернисаж Ирины в рамках проекта «Год живописи». Художница расскажет о своём творческом пути и покажет работы, которые продолжают лучшие традиции красноярского постмодернизма.

Соня Гуггенхейм («МК» в Красноярске»)
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2991031